Да будет свет! Музейный

21 Июня

В зале №10 Третьяковской галереи на Крымском валу появилось новое освещение. Осветил его Мастер света немец Оливер Хофмайстер. Раньше на расположенные в проходном зале работы Фаворского, Лисицкого, Остроумовой-Лебедевой, Клуциса  не проникал естественный свет, а прежние лампы существенно искажали восприятие. Теперь посетители галереи взглянут на них в новом – светодиодном свете. На работах нет бликов, и выглядят они так же, как и при естественном освещении.

Оливер Хофмайстер прокомментировал свой подарок так: «Дело в том, что осветители разных фирм и систем дают разные оттенки цвета, зачастую искажая замысел художника. Кроме того, традиционные лампочки Эдисона не всегда безопасны для произведений искусства. В поисках решения проблемы музейные работники оборудуют залы лампами с возможностью уменьшать световой поток. Но, к сожалению, традиционные лампы при этом меняют и так называемую цветовую температуру - из-за этого восприятие произведений живописи искажается».

На презентации Мастер света рассказал о достижениях и неудачах в мировой практике музейного освещения. В последние годы стали активно использовать светильники, оборудованные LED-технологиями с различными аксессуарами. С их помощью можно осветить помещение по-разному.

Как рассказал Хофмайстер, «рембрандтовский» свет, используемый в Пушкинском музее, подходит для освещения картин, но в то же время не стоит его использовать в зале с большими скульптурами. Идеальным является дневной рассеянный свет, но в нашей стране его мало, поэтому без мастера по свету не обойтись. Современные технологии помогают снизить световой поток и в то же время оптимизировать затраты на электроэнергию.

Также активно используются технологии, которые применяют фотографы. Например, светильники оснащают насадками, фильтрами и объективами. Это дает возможность превратить светильник в прибор, который может давать и точечный резкий свет, и мягкий рассеянный.

Хофмайстер заявил, что светодиодное освещение, которое сегодня выпускает не так много фирм, более безопасно, чем галогенное. Вся светотехника, установленная в Третьяковке, безопасна, не нагревает произведения искусства, но в то же время нуждается в особых условиях размещения, а также качественной вентиляции.